andrey_konoval

Categories:

Это НЕ продление выплат медработникам, а их СОКРАЩЕНИЕ!

В условиях «второй волны» коронавирусной инфекции, когда пациенты не могут дождаться помощи, когда сами врачи массово заболевают, а их оставшиеся в строю коллеги валятся с ног, наше родное правительство издает постановление № 1762, которым урезает «ковидные» выплаты медикам. 

Символичная скульптурная группа на территории одной из региональных больниц.
Символичная скульптурная группа на территории одной из региональных больниц.

Уважаемые медработники, главное, что вы должны знать о постановлении Правительства №1762 – это то, что на вас в очередной раз решили экономить. Подавляющее большинство из вас и до этого - или вовсе не видело «ковидных» надбавок или получало их в крайне урезанном виде. Мы, профсоюз «Действие», с апреля боролись за то, чтобы изменить ситуацию к лучшему в интересах всех работников. В отдельных случаях этого даже удавалось добиться. Сегодня – с изданием 1762-го постановления ситуация существенно меняется в худшую сторону. 

Основное в постановлении № 1762 – это не продление выплат медикам, работающим с Covid-19 до конца 2021 года, как пишут в заголовках новостей. А ужесточение с 1 ноября 2020 года условий их получения, что для многих приведет к их уменьшению или даже полному лишению.

Теперь более подробно, по пунктам. 

1. ПОСОБИЕ ВМЕСТО ЗАРПЛАТЫ

Выплаты по постановлению №1762 – это уже не стимулирующие надбавки, а так называемые «специальные социальные выплаты». То есть юридически это уже не часть зарплаты, а «мера социальной поддержки». Типа пособия по безработице или «декретных». Это значит, что с них не берутся налоги (за стимулирующие «ковидные», кстати, тоже не брали). Зато они, скорее всего, не будут теперь учитываться при определении размера отпускных и больничных. Кроме того, их получение может быть обусловлено какими-то дополнительными обязательствами. Вспомним недавнее предложение ЦНИИОИО при Минздраве России увязать получение страховых «ковидных» выплат с обязанностью медиков вакцинироваться от Covid-19 под предлогом того, что государство может устанавливать правила получения мер социальной поддержки.

2. ОТМЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 415 - БЕЗ КОМПЕНСАЦИИ!

Постановление №415 о выплатах «за особые условия труда и дополнительную нагрузку» пунктом 9 признано «утратившим силу. Компенсации этих выплат (исчислявшихся в процентах от средней зарплаты по региону), в 1762-м постановлении не предусмотрено. 

Исключением из этого правила с некоторой натяжкой можно считать сотрудников амбулаторного звена (первичная медико-санитарная помощь). Им стимулирующие надбавки полагались только по 415-му постановлению. А 1762-е постановление все-таки предусматривает для них выплаты – хоть и меньшие, чем сотрудникам стационаров. 

3. ОТМЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЯ №484 - БЕЗ АДЕКВАТНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА РАБОТНИКОВ!

Об отмене постановления №484 о выплатах «за особую важность работ» в новом постановлении ничего не говорится, но этого и не требуется. Потому что срок действия постановления №484 закончился после 31 октября 2020 года. 

А что насчет компенсации этих выплат? 

Если посмотреть на суммы, которые прописаны в 1762-м постановлении в расчете на одну так называемую «нормативную смену» (3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей – в зависимости от категории должностей), то можно сделать вывод, что законодатель рассматривает их как замену выплат по постановлению № 484. При условии, что сотрудник работал с подтвержденным Covid-19 каждый день своих рабочих смен в течение месяца, в расчете на месяц на 1 ставку как раз получаются примерные суммы из 484-го постановления – 80000 руб. врачам стационаров, 50000 руб. врачам скорой помощи и среднему медперсоналу стационаров,  25000 руб. – среднему медперсоналу и водителям скорой помощи и младшему медперсоналу стационаров. 

Другое дело, что возвращена формулировка «за фактически отработанное время», причем в ее узком  толковании – как за время непосредственной работы (или контакта) с подтвержденным ковидом. А это значит, что указанные суммы будут подрезаться и могут быть даже срезаны вовсе. Об этом подробнее – в разделе 5..

4. ОСНОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ 

Здесь все очень непросто.

Даже если должность работника включена постановлением №1762 в перечень получателей социальной выплаты, это не значит, что она ему гарантирована. (Впрочем, с предыдущими постановлениями была та же история).

Пункт 2 постановления №1762 определяет два возможных основания для получения спецвыплаты.

ПЕРВОЕ ОСНОВАНИЕ (подпункт (а) пункта 2) - оказание медицинской помощи (или участие в ее оказании или обеспечение ее оказания) по диагностике и лечению COVID-19 в соответствии с «Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденным приказом Минздрава России № 198н 

Сюда по преимуществу попадают сотрудники «красных зон» стационаров (ковид-госпиталей и обсерваций), спецбригад скорой помощи и подразделений поликлиник, официально перепрофилированных для работы с пациентами с установленным диагнозом и с подозрением на Covid-19. 

Но что если Covid-19 диагностировал или лечил, например, врач или фельдшер, который не является сотрудником такого ковидного подразделения или спецбригады? Или оказание медицинской помощи обеспечивал водитель обычной бригады скорой помощи? Строго говоря, в этом случае алгоритм, Временного порядка уже нарушается. Ранее в аналогичных случаях - при начислении стимулирующих выплат по 415-му и 484-му постановлению - региональные власти и работодатели, , нередко отказывали работникам в выплатах по 484-му постановлению полностью, а по 415-му – платили только за отдельные смены, в которых имел место контакт с лабораторно подтвержденным ковидом. Таковы были разъяснения Минздрава России.

Таким образом, налицо  угроза лишения выплат работников «нековидных» подразделений. 

ВТОРОЕ ОСНОВАНИЕ получения специальной выплаты (подпункт (б) пункта 2) – контакт с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, но без факта диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции.

Означает ли это, что сюда попадают оба следующих случая:

- когда сотрудник оказывает медпомощь (или обеспечивает ее оказание) пациенту с Covid-19 по другому, «нековидному», диагнозу?

- когда сотрудник вообще не оказывал помощь пациенту с Covid-19, но по каким-то причинам, находясь на своем рабочем месте, был вынужден контактировать с ним. 

Ясности в постановлении нет. Требуются разъяснения. Есть угроза лишения выплат части контактирующих с Covid-19 сотрудников.

Кстати, по второму основанию медработникам стационаров предусмотрены пониженные выплаты - уменьшенные до уровня сотрудников амбулаторного звена: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием - 2430 рублей, средний медперсонал - 1215 рублей, младший медперсонал - 600 рублей за одну нормативную смену.

Непонятно почему из получателей выплат по второму основанию исключили водителей скорой помощи. Видимо, в правительстве России полагают, что водитель автомобиля СМП никогда не контактирует с пациентами с коронавирусной инфекцией.

Зато сюда включили каких-то «медицинских работников с высшим (немедицинским образованием)». Как может быть медработник с немедицинским образованием. Может, это главврачи со вторым - юридическим образованием? Или санитарка, окончившая филфак? 

Входят ли сюда, например, медицинские психологи, к которым на прием могут попасть «ковидные» пациенты?

6. КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ РАЗМЕР ВЫПЛАТЫ

Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно. (Для сравнения: по 415-му постановлению было также, по 484-му - платили твердую сумму исходя из размера одной выплаты). 

Размер выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов. (Для сравнения: по 415-му и 484-му постановлениям было также).

Выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.

Что такое «нормативная смена»? Это условная единица, «определяемая как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством РФ».

Медработникам стоит заглянуть в свои трудовые договоры или действующие в учреждении  Правила внутреннего трудового распорядка. Там по каждой должности прописана недельная норма рабочего времени. Например, у врачей и фельдшеров скорой помощи она чаще всего составляет 39 часов. Делим на 5 и получаем одну нормативную смену в 7,8 часа. 

И вот тут мы подходим к еще одному «троянскому коню» постановления правительства РФ №1762.  

Цитирую: 

«Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен».

То есть сначала устанавливаются по табелю конкретные дни, в которые работник работал или контактировал с Covid-19 (неважно – весь ли день или полчаса), затем количество отработанных в эти дни часов суммируется и делится на количество часов нормативной смены. (Тут, кстати, я уже вижу ряд проблем при начислении выплат работникам, чьи смены захватывают два разных календарных дня. Но об этом не здесь). Затем полученное число «нормативных смен» умножается на сумму спецвыплаты по должности работника.

Скорее всего, будет считаться, что сотрудники «красных зон» (ковидных подразделений и спецбригад) каждый отработанный по табелю день лечат и диагностируют Covid-19 или, как минимум, контактируют с ним. Тогда расчет выплаты для этой группы работников будет осуществляться за все фактически отработанное в течение месяца время. Отработал на полставки или вышел из отпуска в середине месяца – получишь 50% от месячной суммы выплаты. Работал ровно на 1 ставку – получишь 100%. Работал на полторы ставки – получишь150%. 

То есть те, кто в «красных зонах» регулярно перерабатывает по норме времени, могут даже выиграть, если сравнивать новую выплату только с выплатой по 484-му постановлению. Но перекроет ли это потерю отобранной выплаты по 415-му постановлению? В большинстве случаев, скорее всего, нет.

Хуже ситуация у сотрудников «нековидных» подразделений и спецбригад, которые периодически (но не 100% рабочего времени) сталкиваются с подтвержденным Covid-19 или подозрительными случаями Covid-19 или даже с бессимптомными случаями коронавирусной инфекции. У этой категории сотрудников размер выплаты может быть существенно урезан или даже не предусмотрен вовсе.

Особенно с учетом того, что подозрительные случаи на Covid-19 (ОРВИ, пневмонии) в постановлении 1762 прямо нигде не упоминаются в качестве основания для выплат. Напротив, четко говорится лишь о лечении и диагностике именно подтвержденного Covid-19 или о контактах с ним. 

А 415-е постановление, где упоминались пациенты из «групп риска заражения коронавирусной инфекцией», которые трактовались в ряде регионов как подозрительные и вероятные случаи Covid-19, напомню, тоже отменено. 

7. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ – ЗА БОРТОМ 

Как и в отмененных постановлениях №415 и №484 в постановлении правительства №1762 не учтено большинство работников из вспомогательного персонала учреждений здравоохранения.

Особенно обидно за так называемых «уборщиков служебных помещений». За этим термином на самом деле скрываются сотни тысяч бывших санитарок и младших медсестер, лишенных в предыдущие годы статуса младшего медицинского персонала, чтобы не платить им повышенные зарплаты по «майскому указу» 2012 года.

8. ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА – БЕЗ ПОСЛАБЛЕНИЙ 

Все деньги на выплаты теперь будут идти не через местные власти и работодателей, а напрямую через Фонд социального страхования. 

Это означает, что даже там, где региональные власти готовы были трактовать неясные места в постановлении в пользу работников (такие случаи до настоящего момента имели место), сделать это будет крайне сложно.

9. ВЫВОДЫ 

Для большинства медработников и водителей скорой помощи, получавших до 1 ноября 2020 года стимулирующие надбавки,  новый порядок выплат за работу в условиях Covid-19 грозит денежными потерями.

Для большинства тех, кто и ранее их не получал, ситуация не изменится. Что тоже неправильно. Мы (профсоюз «Действие») выступали и выступаем за расширение круга получателей и увеличение размеров реально начисляемых сумм выплат.

10. ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. В ближайшее время будут разработаны рекомендации для наших профкомов и активистов в регионах,  что можно сделать на локальном и региональном уровне, чтобы минимизировать потери в рамках принятых правительством решений о выплатах за Covid.

2. Мы намерены также предпринять определенные шаги на федеральном уровне, а также выдвинуть предложения по корректировке принятых решений в интересах работников здравоохранения.

3. В то же время, считаю, пора менять стратегию в целом. Напомню, что еще полторы недели назад, 25 октября, VII внеочередной съезд профсоюза работников здравоохранения «Действие» принял решение о переносе основного направления профсоюзной кампании с проблем стимулирующих «ковидных» выплат на требование принципиального и немедленного изменения отраслевой системы оплаты труда. И прежде всего – существенного, в несколько раз, повышения должностных окладов, то есть гарантированной части заработной платы.

«Если правительство, - говорится в Резолюции VII съезда, - считает большую часть работников здравоохранения недостойными надбавок за дополнительную нагрузку и риск в условиях коронавирусной инфекции - это еще не значит, что люди, от труда которых зависит жизнь и здоровья населения, не имеют права на достойную зарплату. Зарплату, которая позволяет обеспечить человеческое существование при работе на одну ставку, как это предусмотрено трудовым законодательством.

МЫ ТРЕБУЕМ немедленного повышения должностных окладов:

- врачам, медицинским психологам, иным специалистам с высшим образованием, обеспечивающим оказание медицинской помощи, - не менее 150% от средней зарплаты по стране, но не менее чем 150% от средней зарплаты по региону;

- фельдшерам, акушеркам, медбратьям (медсестрам)-анестезистам – не менее 120% от средней зарплаты по стране, но не менее чем 120% от средней зарплаты по региону;

- иным категориям среднего медперсонала и водителям скорой помощи – не менее 100% от средней по стране (по оценке Росстата – 41 366 руб. в 1-м полугодии 2020 года), но не менее чем 100% от средней зарплаты по региону; 

- младшим медсестрам, санитаркам, другим работникам, фактически выполняющим трудовые функции младшего медперсонала (в частности - т.н. «уборщики служебных помещений») – не менее 75% от средней зарплаты по стране, но не менее чем 75% от средней зарплаты по региону. 

Мы требуем единой для всей страны отраслевой системы оплаты труда – на основе должностных окладов, обеспечивающих высокий гарантированный уровень зарплаты в здравоохранении во всех регионах Российской Федерации: от Калининграда до Камчатки, от Астрахани до Архангельска.

Мы призываем всех работников здравоохранения объединиться вокруг этих требований - поддержать кампанию профсоюза «Действие» за многократное повышение должностных окладов.

Выходите с нами на связь, вступайте в наши ряды! 

ОТ СЛОВ – К ДЕЙСТВИЮ, ОТ ДЕЙСТВИЯ – К ПОБЕДЕ!».

Поддержать Резолюцию, поставив подпись, можно ЗДЕСЬ .

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.