?

Log in

No account? Create an account

andrey_konoval


Андрей Коновал

Солидарность и коллективные действия


Previous Entry Поделиться Next Entry
Открытое письмо медиков скорой помощи г.Уфы Леониду Рошалю
andrey_konoval
Вчера участники голодовки протеста скорой помощи г.Уфы обратились с открытым к президенту Национальной медицинской палаты Леониду Рошалю с просьбой помочь урегулировать конфликт, послуживший причиной акции, а также донести до высшего руководства страны системные проблемы с организацией здравоохранения.


Напомню, что Леонид Рошалю уже публично высказался в поддержку уфимцев, написав в своем твиттере, что, по его мнению, требования участников голодовки должны быть удовлетворены. В апреле 2013 года Леонид Рошаль обращался к руководству Минздрава РФ с поддержкой требований детских врачей-педиатров Ижевска, выдвинутых в ходе так называемой "итальянской забастовки" (работа по инструкции), лично встречался с участницами кампании протеста.

В настоящее время идет встреча Рошаля с активом профсоюза "Действие" по скайпу.

Ниже публикую текст письма.

рошаль ольга эллина.jpg
Леонид Рошаль с ижевскими врачами на передаче "Свобода и справедливость" Первого канала (апрель 2014 г.)


Президенту
Национальной Медицинской Палаты
Рошалю Л.М.



Уважаемый Леонид Михайлович!


Мы, 25 сотрудников Станции скорой медицинской помощи г.Уфы, участники голодовки протеста против незаконных действий руководства учреждения, просим Вас и Национальную медицинскую палату поддержать наши требования, а также донести до высшего руководства страны (прежде всего Президента РФ) проблемы в организации здравоохранения, которые привели к кризисной ситуации с оказанием экстренной медицинской помощи в столице Башкортостана.
Нас поддерживают и наши коллеги. Еще 30 сотрудников ССМП письменно заявили о желании присоединиться к голодовке на следующей неделе, а в целом 160 сотрудников, несмотря на административное давление, объединились в независимый профсоюз МПРЗ «Действие».
Как сообщают СМИ, государство в последние годы серьезно увеличило финансирование здравоохранения, в том числе и финансирование зарплат. Приняты «майские указы» Президента РФ, утверждены региональные «дорожные карты» поэтапного повышения зарплат.
Однако из-за низких зарплат на ставку продолжается бегство кадров например, на Станции скорой медицинской помощи г.Уфы (МБУЗ ССМП г.Уфы) с начала года уволилось около 200 сотрудников или 20%.
Имеет место огромный кадровый дефицит.
 В ССМП г.Уфы по состоянию на 01.09.2014 г. по штатному расписанию, разработанному в соответствии с федеральными стандартами, полагается 216 ставок врачей, а работает 115, то есть почти вдвое меньше.
 Средний медперсонал выездных бригад – по штату 593 ставки, а работает реально – 377 человек.
 Водители - 406 ставок, работает – 314 человек.
Как результат, возрастает нагрузка на оставшихся сотрудников, которые десятилетиями работают на полторы-две ставки, почти не бывают в семьях, физически вымотаны, распространен синдром «профессионального выгорания».
А тем временем руководство ССМП г.Уфы берет средние зарплаты с учетом совместительства и отчитываются об успешном выполнении «майского» указа президента №597 и «дорожных карт». Так, главврач ССМП г.Уфы, нападая на участников голодовки, заявлял, что одна из них, врач, получает 38 тыс. руб. Забыв при этом упомянуть, что это не одна, а, по сути, две зарплаты, поскольку врач работает на две ставки по совместительству. То есть днюет и ночует на работе. А молодой фельдшер скорой помощи в Уфе (фельдшера - основной контингент работников выездных бригад), у которого нет надбавки за стаж, получает 12,5 тыс. руб. на ставку и не более 16 тыс. на полторы! Это за работу, в том числе и в ночное время, связанную с экстремальными ситуациями, с серьезными психологическими и физическими нагрузками - нередко с кровью и человеческими трагедиями, а часто и с социально опасными элементами.
Поэтому люди уходят. По официальным данным 55% выездных бригад ССМП г.Уфы не укомплектованы медиками в соответствии с федеральными стандартами. Часто на выезд отправляется один медик вместо двух. А это значит, что он не сможет в полном объеме провести, например, реанимационные мероприятия (согласно алгоритмам оказания реанимационной помощи, утвержденным Минздравом РФ, необходимы как минимум 2 медработника - один проводит сердечно-легочную реанимацию, а другой занимается набором и введением препаратов, повышающих эффективность помощи). Повышается риск врачебной ошибки, особенно начинающими и молодыми сотрудниками, которых отправляют на вызов без опытного коллеги.
К проблемам с оказанием качественной экстренной медицинской помощи также приводит изданный приказ главного врача № 68 от 8 февраля 2014 г., по которому линейным бригадам запрещается вызов специализированных «на себя» из-за удорожания вызовов. В этом же приказе реанимационная бригада на Калининской подстанции была расформирована, в связи с не укомплектованностью штатов. Вместо того, чтобы принять меры по заполнению штатов, руководство ССМП теперь приняло решение перевести туда реанимационную бригаду с Орджоникидзевской подстанции (пр. №502 от 9 октября 2014 года).
Это серьезно ухудшит производственную ситуацию и доступность экстренной медицинской помощи по следующим причинам.
Калининская подстанция находится в изолированном районе с недостаточной сетью автомобильных дорог. Это затрудняет доезд бригады до вызова в период «пробок» на дорогах. Калининская подстанция располагается в жилом доме, не имеет своей базы для машин, имеет малые площади. Размещать реанимационную бригаду на территории Калининской подстанции сегодня, пока не созданы необходимые условия, негде.
На территории в доступности от Орджоникидзевской подстанции находятся 6 нефтеперерабатывающих заводов, что создает потенциальную опасность крупной техногенной катастрофы. После перевода реанимационной бригады на Калининскую подстанцию на заводах доехать до места чрезвычайно ситуации своевременно будет невозможно. Данное решение со стороны администрации МБУЗ ССМП г. Уфы мы расцениваем как:
1) административное давление в связи с нашей активной деятельностью по защите своих трудовых прав (участие в протестной кампании за повышение зарплаты, в голодовке протеста, членство в независимом профсоюзе МПРЗ «Действие»);
2) как действия, ухудшающие условия оказания экстренной медицинской помощи населению г.Уфы и угрожающие общественной безопасности.

Одной из главных причин вышеописанного положения вещей является начатый два года назад и завершенный в этом году переход на так называемое «одноканальное» финансирование и сам принцип «самоокупаемости», который внедрен в работу государственных и муниципальных медучреждений.

Эта система приводит к трем последствиям.

1.Заниженное планирование объемов оказания медицинской помощи, особенно ее первичного звена.
Региональные власти, участвующие в формировании территориальных программ ОМС, не хотят пропорционально вместе с федеральным центром вкладывать дополнительные средства. «Одноканальное» (только через Территориальный фонд ОМС) финансирование развязывает им в этом отношении руки.
Так, средний норматив оказания единицы медпомощи, утвержденный Фондом ОМС Республики Башкортостан для ССМП г.Уфы на 2014 год был занижен на 5%, что привело к снижению финансирования станции на 70,2 млн. руб. или 90,33% к уровню 2013 г.
Законодательство предполагает возможность корректировки утвержденных планов в течение года, но эта система практически не работает.
Так, в целом по 1-му полугодию 2014 года ССМП г.Уфы не было оплачено 20 700 вызовов на сумму 29,7 млн руб. Сделано это было лишь под давлением нашей протестной кампании в сентябре.

2. Изъятие значительных средств из собственно системы здравоохранения в пользу страховых компаний.
Штрафованием медучреждения занимаются страховые кампании, которые на этом зарабатывают, отбирая и без того дефицитные денежные средства от собственно медицины.
Так, например, в отношении ССМП г.Уфы страховыми организациями из-за превышения плановых объемов оказания медпомощи (без объяснения причин) отклонены от оплаты самые дорогие вызовы психиатрической бригады. Общая сумма отклоненных только за апрель-июнь 2014 года 939 случаев составляет – 3,4 млн. руб.
Главврач ССМП г.Уфы М.М.Зиганшин даже не попытался оспорить эти решения в судебном порядке, предпочтя сократить зарплату рядовым работником, но зато получив в первом полугодии сотни тысяч премиальных и стимулирующих лично для себя.

3. Произвол руководства медучреждений и отсутствие должного контроля за финансово-экономической деятельностью руководства медучреждений «сверху» (со стороны региональных властей и органов МСУ).
И даже, когда такие нарушения со стороны работодателя всплывают, почему-то должных выводов не делается.
Так, по итогам наших обращений, многочисленные нарушения в ССМП г. Уфы были выявлены проверкой Территориального фонда ОМС РБ, прокуратурой РБ, Контрольно-счетной палатой РБ.
В частности, в августе 2014 г. вице-премьером РБ Л. Гумеровой сообщалось о нецелевом использовании в ССМП г.Уфы средств на сумму 1,9 млн рублей и неэффективном использовании средств Фонда ОМС на сумму 3,6 млн рублей. Однако уголовного дела о нецелевом использовании в крупных размерах (более 1,5 млн руб. согласно ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ) заведено не было.
Главврачом ССМП г.Уфы принято было экономически неоправданное, коррупциогенное решение о передаче оказания автотранспортных услуг для двух подстанций скорой помощи на так называемый «аутсорсинг». При этом планирование расходов на 2014 год по отношению к 2013 году по статье «Транспортные услуги», например, было запланировано с увеличением на 178,81% (на 23,8 млн. руб.).
При невозможности сохранения средней заработной платы сотрудникам ССМП на уровне 2013 года, главному врачу Зиганшину за январь-июнь 2014 года произведены выплаты премии и материального поощрения на сумму более 64,5 тыс. руб. из средств обязательного медицинского страхования. В нарушение трудового договора главному врачу за период 2013 - 1 квартал 2014 года выплачена стимулирующая надбавка от оказания платных услуг. Сумма выплаты, полученная в 1 квартале 2014 г. в размере 123,2 тыс. руб., была удержана из зарплаты главного врача только после того, как была выявлена проверкой прокуратуры.
Из средств ОМС в 1-м полугодии была организация доставки к месту работы и обратно представителей административного аппарата на сумму 394,9 тыс. руб.
При этом согласно проверке Государственной инспекции труда в РБ по итогам 1-го полугодия 2014 года имело место снижение заработной платы на 5,3%. А если бы были для расчета взяты не 6 месяцев, а июнь, с которого сотрудникам выездных бригад и другим рядовым работникам были снижены доплаты за ночные дежурства в 2 раза, то падение средних показателей по этим категориям составило бы уже все 20 процентов.

Начиная с апреля по июнь 2014 г. мы пытались защитить себя от сокращения зарплаты обращениями государственные органы и к работодателю. Старый профком (ФНПР) не только не помог, но активно выступил против наших интересов, подписав в апреле незаконно поправки в коллективный договор, ухудшающие положение работников.
Проверки КСП и Гострудинспекции в ССМП г.Уфы были проведены после того, как работники начали протестовать, объединившись в начале июля в независимый профсоюз (МПРЗ «Действие», КТР). Была восстановлена по факту с июля 100-процентная доплата за ночные дежурства. Выделены из средств фонда ОМС дополнительно 27,9 млн руб. Этих денег хватило бы до конца года и на 50-процентную доплату увеличенного объема работы и совмещения должностей работникам неукомплектованных выездных бригад (по статье ТК РФ 60.2).

Однако вместо этого, администрация ССМП г.Уфы, в конце августа, грубо игнорируя процедуру коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ), внесла изменения в коллективный договор с участием старого профкома (ФНПР), даже не имеющего более 50% сотрудников. Ни Минтруд РБ, ни Горздрав Уфы (администрация города - учредитель МБУЗ ССМП г.Уфы) даже не попытались одернуть работодателя. Этими поправками был отменен гарантированный характер 100 % ночных выплат, позволив работодателю снижать их до минимально установленного законом порога 20%.
Куда пошла остальная часть 29,7 млн руб. дополнительных средств - трудовому коллективу неизвестно.
Словно бы для того, чтобы еще больше подогреть обстановку, администрация в начале октября направила уведомления о снижении окладов водителям и врачам-анестезиологам. Начался административный прессинг на работников, вступивших в новый профсоюз (160 сотрудников).
Все это заставило нас прибегнуть прибегнуть к такой отчаянно форме протеста как голодовка. С 9 по 23 сентября в голодовке принимали участие 19 человек, с 8 октября голодовку возобновили 23 сотрудника, и еще 30 письменно заявили желание присоединиться к голодовке на следующей неделе.

Мы не требуем от влстей ничего неисполнимого – даже дополнительного финансирования ССМП в текущем году. Мы просим защитить нас от произвола неадекватного руководителя, действия которого ведут ССМП г.Уфы к дальнейшему кризису. А также выполнить самые элементарные требования Трудового кодекса.

1. От руководства ССМП г. Уфы мы требуем:
1) отменить незаконные, противоречащие коллективному договору локальные нормативные акты, которые отменяют гарантированный характер 100-процентных доплат за ночные дежурства;
2) признать ничтожными незаконно внесенные в течение 2014 года изменения в коллективный договор;
3) прекратить наращивать напряженность в трудовом коллективе угрозами нецелесообразного при нынешнем остром дефиците кадров исключения из штатного расписания должностей медицинских сестер и уменьшения окладов водителям и врачам-анестезиологам якобы во исполнение прямого предписания Управления здравоохранения г.Уфы и Контрольно-счетной палаты РБ;
4) предоставить профкому ППО МПРЗ «Действие» запрошенные документы, касающиеся интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений (включая все изменения, вносившиеся в коллективный договор в 2014 году);
5) прекратить искусственно созданное ограничение приема специалистов на вакантные должности медработников Орджоникидзевской подстанции;
6) прекратить административное давление на сотрудников – участников профсоюзной кампании за повышение заработной платы;
7) предоставить в письменном виде отчет профкому МПРЗ «Действие» о выполнении
пункта 3 протокола рабочей встречи в Горздраве г.Уфы от 25.07.2014, согласно которому до 1 сентября 2014 г. Администрация ССМП г.Уфы должна была отчитаться о проделанном работе по выдвинутым профсоюзом «Действие» предложениям (включая расчет сумм, необходимых для обеспечения финансирования повышения зарплаты по указанным пунктам).
8) оплатить сверхурочные часы работы сотрудникам за 2013 год;
9) остановить крайне опасную авантюру с переводом автомобилей скорой помощи с высокой степенью износа на газовое топливо (60% автомашин имеют 100-процентный износ!).
10) отменить приказ №68 от 08.02.2014 и №502 от 09.10.2014, как ущемляющие права населения на получение качественной медицинской помощи и угрожающие общественной безопасности.

2. От Министерства здравоохранения РФ мы ждем:
1) Предоставления официального отчета о проведенной комиссией Минздрава РФ в сентябре 2014 г. проверке по поставленным нами вопросам.
2) Вторичного приезда комиссии в Уфу, чтобы встретиться с участвующими в протесте медиками для объективного проведения проверки. В случае необходимости мы готовы направить наших представителей в Москву.

3. Просим Министра здравоохранения РФ Скворцову В.И., Президента Республики Башкортостан Хамитова Р.З., Министра здравоохранения РБ Бакирова А.А. взять вопрос о конфликтной ситуации в ССМП г.Уфы под свой личный контроль.

4. Администрацию г.Уфы и Министерство здравоохранения РБ мы просим:
- принять кадровое решение в отношении руководителей МБУЗ ССМП г.Уфы, как не справившихся с возложенными обязанностями, допустившими, согласно статье 285.1 Уголовного кодекса РФ нецелевое использование средств в крупных размерах (1,9 млн руб.), совершивших грубые нарушения законодательства о труде и профессиональных союзах.
- укрепить руководство станции новыми лицами (возможно, опытными руководителями из других организаций здравоохранения), способными выстроить диалог в трудовом коллективе, урегулировать конфликт, обеспечить нормальную рабочую атмосферу на принципах социального партнерства.
- проконтролировать рациональное и справедливое расходование 29,7 млн руб., дополнительно перераспределенных в пользу МБУЗ ССМП г.Уфы из средств Фонда ОМС. В частности, направить часть указанных средств на 50-процентную доплату за дополнительный объем работы согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ при совмещении должностей или увеличении объема работ по той же должности (55% бригад не укомплектованы).
- обеспечить совместно с Министерством труда РБ отзыв изменений в коллективный договор, вносившихся в течение 2014 года администрацией ССМП без процедуры создания и участия законного представительного органа трудового коллектива согласно ст. 37 ТК РФ.

5. От Управления здравоохранения г.Уфы мы требуем реального контроля за выполнением администрацией ССМП г.Уфы поручений, данных ей на рабочих встречах – прежде всего, пункта 3 протокола рабочей встречи в Горздраве г.Уфы от 25.07.2014 г. (Никакой информации профкому МПРЗ «Действие» до сих пор на этот счет не предоставлено).

6. Просим Контрольно-счетную палату РБ предоставить в письменном виде полный отчет об итогах проведенной проверки ССМП г.Уфы, включая данные за 2013 год.

7. Территориальный фонд ОМС РБ просим предоставить итоги комплексной проверки с 18.04.2014 по 16.05.2014 использования денежных средств ОМС в МБУЗ ССМП г. Уфы, включая акт выявленных нарушений и требование об устранении нарушений, а также копию информации, направленной по итогам проверки в Минздрав РБ, Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ, управления здравоохранения, администрации городского округа г.Уфа.

Кроме того, Леонид Михайлович, просим учесть наши соображения в определении стратегии Национальной медицинской палаты в вопросе системы заработной платы в сфере здравоохранения.

1. Отказ от страховой медицины для государственных и муниципальных учреждений, возвращение к сметно-бюджетной модели организации здравоохранения (которая принята и в ряде стран Западной Европы с развитой медициной), что позволит жестко контролировать расходы, ограничит произвол работодателей в распределении зарплатных средств.

2. Лишение страховых компаний функций контроля за качеством работы медучреждений, поскольку в реальности они контролируют не качество медицинских услуг, а формальное качество оформления документации, большая часть которого составляет бессмысленную работу. В результате – медработники в условиях недостатка кадров тратят время не на лечение пациентов, а на более тщательное соблюдение бумажных формальностей. А страховые компании, штрафуя медучреждения в свою пользу, изымают из здравоохранения и без того недостающие средства.

3. Пересмотр правил отчетности о повышении зарплат по Указу Президента РФ №587 и региональным «дорожным картам». Следует установить отчетность не на физическое лицо (с внутренними совместительствами и подработками), а на ставку. С четкой пропорцией базовой и стимулирующей частью зарплаты (70 и 30% соответственно).
Сегодняшняя система отчетности делает работодателя и чиновников заинтересованными не в увеличении заработной платы, а в сохранении большого количества вакансий с сохранением низкой оплаты труда наставку и переносом нагрузки на оставшихся работников. В результате, это ведет снижение к качеству оказания медицинской помощи, что противоречит заявленным целям реформы.
Если для такого изменения у государства недостаточно средств, то тогда следует сделать «целевые показатели» дорожных карт лишь рекомендуемым показателем, но взамен жестко установить задания по минимальному уровню зарплат медработников на ставку с разбивкой по специальностям и квалификационным характеристикам. Опять же с четкой пропорцией базовой и стимулирующей частью зарплаты (70 и 30%). Для большинства медработников основным стимулом к работе является уверенность в стабильном и достойном заработке и возможность сосредоточиться на работе именно с пациентами, а не выполнение формальных спущенных сверху показателей, «бумажной работе» и изнуряющие переработки в целях «сверхзарплат».

Уважаемый Леонид Михайлович!
Очень надеемся на вашу помощь.

Подписи

  • 1

не согласна с нападками на страховые медицинские организации: их деятельность по осуществлению контроля за работой ССМП г. Уфы легитимна, тем самым они защищают права своих застрахованных. Поинтересуйтесь у администрации, какой процент составляет сумма финансовых санкций по актам экспертизы СМО от суммы заработанных средств по реестрам. Для справки - менее 1%!!!

А в Ростовской области штрафы и санкции СМО - около 5%. Добавляем то, что "на ведение дела" изымается - получаем уже 9%. А ещё ФОМСы за счет чего-то там обязательного содержатся. Вот уже и 10%.
Да, вопрос у меня: каким образом на права застрахованных влияют эти санкции? Только без болтовни. Конкретный анализ:
1. Отобрали денег у конкретно МО столько-то.
2. Благодаря этому улучшилось то и то.
3. Связь такая-то.
Выводы: чем больше штрафуют - тем лучше с правами застрахованных.

  • 1