andrey_konoval


Андрей Коновал

Солидарность и коллективные действия


Previous Entry Поделиться Next Entry
Городские проекты Бормина и Баранкиной - или хватит протирать попой диван (много букв)
andrey_konoval
Оригинал взят у m_llebarankina в Городские проекты Бормина и Баранкиной - или хватит протирать попой диван (много букв)
Сегодня хочу поднять довольно актуальную тему: удобной, комфортной и доступной городской среды.

Полгода назад в Москве была создана замечательная команда Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца в Москве, которая решила выяснить почему российские города такие серые, скучные, грязные и нелюбимые своими горожанами.
Российские туристы, побывавшие в европейских странах, всегда привозят с собой багаж положительных эмоций о том, как там заграницей все замечательно: улицы чистые, мусор не валяется, стены домов не исписаны, не заклеены рекламным мусором, общественный транспорт не переполнен, велосипедистов больше чем пешеходов... Становится завидно и обидно за страну.

[ Основная концепция проектов: ]
Оригинал взят у maxkatz в Улучшаем Москву
Городские Проекты проводят исследование пешеходной инфраструктуры Москвы, из исследований видны некоторые совершенно очевидные вещи, которые очень легко поправить и которые резко улучшат жизнь москвичей. Давайте пройдёмся по некоторым из них.

Стратегия:
  • Город должен быть удобен в первую очередь для пожилых людей и детей. Пожилые люди менее мобильны, а у детей намного выше требования к безопасности окружающей среды. Если город будет удобен для пожилых людей и детей, то он автоматически станет удобен и для всех остальных групп
  • При планировании инфраструктуры городских улиц (не магистралей) в первую очередь нужно думать об удобстве пешеходов, во вторую об общественном транспорте, в третью о передвигающихся автомобилях, в четвёртую о стоянке.
  • При организации общественных пространств главная задача это стимулировать необязательную активность на них. То есть люди бежать по тротуару на работу будут в любом случае, независимо от его качества. А вот проводить время на улице люди станут только тогда, когда пространство вокруг качественное и удобное. Когда на улицах только обязательная активность, то на них небезопасно и некомфортно, люди там бегут мимо, их визуально мало (кроме часа пик в некоторых местах). Соответственно, главный показатель эффективности мэрии в работе над общественными пространствами это количество людей, которые проводят там время не по необходимости, а потому что им там нравится.

Тактика

В одном из прошлых постов мы уже обсуждали 12 принципов удобства пространства, которые разработал Gehl Architects. Самое время о них вспомнить:

Безопасность и защита

1. Защищено ли место от автомобилей или надо постоянно смотреть вокруг, чтобы не попасть под машину?
2. Безопасность в плане преступлений — много ли людей на улице (ведь чем больше - тем безопасней)? Хорошее ли освещение? Активна ли жизнь вокруг этого места?
3. Защита от неприятных погодных условий — есть куда спрятаться от дождя? Ветрено ли? Есть ли защита от солнца и наоборот солнечные места?

Комфорт

4. Удобство ходить — достаточно ли места? Фасады активные или глухие? Не надо ли обходить объекты? Хорошее ли покрытие?
5. Удобство стоять — есть ли на что облокотиться? Есть ли на что остановиться посмотреть?
6. Места отдыха — есть ли зоны, где можно посидеть? Хороший ли вид? В тени они или на солнце? Скамейки? Уличные кафе?
7. Визуальное восприятие — видно ли происходящее вокруг? Есть ли хороший пейзаж, вид на воду или еще какой-то приятный вид? Хорошее ли освещение?
8. Возможность общаться — тихое или шумное место? Городская мебель расположена удобно для того, чтобы можно было поговорить?
9. Возможность играть и развлекаться — есть ли чем заняться? Пробежка? Уличные тренажеры? Спортивные сооружения?

Удовольствие от места

10. Масштаб — здания и объекты соразмерны человеческому восприятию или вокруг стоят огромные небоскребы и давящие монументы?
11. Погода — есть ли где охладиться в жаркий день и согреться в холодный?
12. Позитивное восприятие места — хороший дизайн и внимание к деталям, качественные материалы, деревья, цветы, вода.


Если кратко и тезисно, то первые шаги такие:
  1. Убрать с тротуаров и с общественных зон автомобили
  2. Добавить побольше мест, где человек может присесть и отдохнуть, выпить чашку кофе, пообщаться с кем-нибудь, как просто на тротуарах, так и на площадях
  3. Расширить тротуары там, где они узкие, и сделать так, чтобы на пути не было посторонних объектов
  4. Заняться площадями, районными парками и скверами, общественными местами: сделать их приспособленными для того, чтобы там можно было проводить время
  5. Организовать нормальные переходы через улицы (светофорные, с длинной фазой для пешеходов)
  6. Предпринять меры по снижению скорости движения автомобилей в жилых районах
  7. Хорошо чистить улицы, разобраться с химикатами, которые используют зимой, и грязью, которая лежит круглый год
  8. При ремонте улиц и закупке уличной мебели нужно использовать дорогие и качественные материалы
  9. Прекратить втыкать везде заборы и перестать запрещать людям ходить по траве
  10. Устроить цивилизованные места для выгула собак
  11. Делать больше пешеходных зон и пешеходных улиц
  12. Вернуть дворы людям и убрать из них парковки (можно не 100% парковок, а, например, 60%)
  13. Ликвидировать визуальный мусор
  14. Хорошо освещать город вечером
  15. Перед тем, как что-то благоустраивать, ремонтировать или изменять, нужно заказывать дизайн. Без дизайна и архитектурного проекта сколько миллиардов ни закопай, но лучше территория не станет

Если показывать на картинках, то улица должна выглядеть не так




А вот так




Площадь должна быть не такая



А такая



Остановка трамвая должна выглядеть не так




А так


Городским проектам Варламова и Каца еще год не стукнуло, а результаты уже есть. Вот их некоторые реализованные проекты:
1. [ Убрали автомобили с пешеходной зоны у метро Щукино ]
Оригинал взят у maxkatz в Столбики!
Как вы помните, летом Городские Проекты провели исследование на Тверской и в Щукино. На Тверской результат это дало практически моментально, в Щукино тоже начинаются изменения в соответствии с нашими планами.

Одним из главных пунктов нашего изучения была площадь в районе метро Щукинская, где наступающие армии автомобилистов вторглись уже в самый тыл пешеходам, парковки организовывались практически вплотную ко входу в метро, которым ежедневно пользуются десятки тысяч людей, и им приходилось обтирать куртками припаркованные повсюду автомобили, а также уворачиваться от проезжающих и выезжающих машин. Было как-то так:



После исследования, пары депутатских писем и большого количества маневров щупальцами стало пока так:



Что хорошо: отвоевали большой кусок очень важной площади около метро. На удивление оперативно и качественно сработал департамент ЖКХ и благоустройства Бирюкова и Префектура СЗАО, которые поставили столбики ровно в тех местах, где нужно



Столбики сами довольно качественные и, на мой взгляд, неплохо выглядят. Я вообще когда посещаю правительство, то всегда говорю, что ко мне в Щ желательно привозить только дорогие и качественные материалы для городской среды, а экономить бюджетную копеечку совсем не следует. Когда мы заказывали лавочки, я специально следил, чтобы заказали дорогие чугунные лавочки, а не дешевый трэш, который мерзко выглядит и завтра сломается.
Вообще философия экономии бюджетных денег на таких делах мне непонятна. Бюджет на благоустройство района в год составляет от 60 до 120 миллионов рублей, а все почему-то хотят сэкономить и вместо 165 хороших скамеек за 5 миллионов рублей купить 165 плохих за 2 миллиона. А это ведь предмет, который будет на всех улицах стоять и которым будет куча людей пользоваться... причём эти вопросы с экономией бюджета часто толкают даже союзники. Я хорошо их понимаю, когда речь о борьбе с распилами. Но когда о том, чтобы, например, дешевую плитку вместо качественного гранита положить?

В общем, я просил хорошие материалы, надеюсь, что позже удастся получить гранит, а не плитку, когда будут эту зону ремонтировать. А пока получаем клёвые чёрные столбики (наверняка столбики можно сделать и качественней, в Европе они лучше. Но эти тоже не вызывают отвращения, дальше уже можно годик-другой подумать и в следующий раз при плановой смене установить какие-нибудь посложнее).



Вообще со столбиками важная тема. Может быть, удастся донести до мэрии, что есть много разных способов регулировать городскую среду. А то сейчас они рассматривают только один – желто-зелёный забор. Остальные скорее исключение, столбики гость в Москве довольно редкий. А можно ведь ставить столбики такие, а можно массивные столбы, защищающие людей на тротуаре/остановке от вылета автомобилей, можно низкие заборчики, просто обозначающие, что сюда лучше не ходить, можно повыше, можно колышки – существует множество вариантов. А забор это не более чем способ не пускать куда-то людей, а не машины. Против машин ставят столбики, которые людям не мешают. Над этим ещё нужно работать, и это одна из новых идей Горпроектов (на которую спонсора ещё нет, поэтому она не стартует).

Вернёмся в Щ. Попутно удалось разогнать трущихся вокруг спортбаров и ресторанов гостей из южных республик, которые предлагали щукинцам услуги таксомотора на раритетных советских автомобилях. Об этом кто-то даже адски огромно расследование проводил и в прокуратуру писал, ну и реально там неприятно было ходить. Больше их там нет, так как теперь там стоять стало неудобно. Понятно, что они не улетели на луну, а стоят теперь чуть дальше, но они во всяком случае уже не так заметны и никому не мешают пройти, и ты не чувствуешь себя у них в гостях, когда там ходишь.
Физикал фреймворк в действии, блин :) Какая городская среда, такое и поведение людей в городе.

Бомбилы ст.м. Щукинская (ул. Маршала Василевского д.15, 17, ул. Щукинская д.42)
фотка из адского расследования


Что в будущем нужно делать с этой зоной. Во-первых, следует ликвидировать огромный паркинг, совмещённый с тротуаром. Сейчас пока оградили выезд из паркинга к метро, а нужно вообще весь отгородить от тротуара. Потеряется где-то 30-40 парковочных мест, ничего страшного – там напротив подземная парковка ТЦ Щука на миллион мест, парковка ТЦ Алые Паруса на миллион мест, да и кроме того, этой парковой пользуются только как перехватывающей, а ночью она пустует. А для перехватывающей можно спокойно и днём найти место в районе, их будет куча, автомобили-то все в центре.
Это я вынесу на муниципальное собрание в январе, оказывается, вопросы парковки входят прямо в наши полномочия.

Кроме того, нужно там сделать скамейки, столики для уличных кафе и какие-либо объекты притяжения. Это касается и той зоны, где сейчас паркинг, и той зоны, которая находится выше, но тут на фотках её нет. Часть идей уже поставлена в план, нужно будет поработать щупальцами, чтобы нам продолжали привозить качественные материалы, уложили хороший гранит или плитку, ну и так далее.

В общем, было так:



Сейчас так



А надо так




Кроме физических изменений городской среды, которые, конечно, являются приоритетными, нужно еще следить за соблюдением имеющихся законов, которые часто вполне разумны. Вот, например, в районе той самой площади около метро есть автобусная остановка, на которую приезжает много автобусов из Строгино, однако зона вокруг неё почти всегда забита припаркованными автомобилистами, и автобусу нужно парковаться во втором ряду, что вызывает неудобства пассажиров и пробки. Таких мест в районе есть ещё несколько, особенно жестко всё около метро Октябрьское Поле.
Месяца 4 назад я писал депутатский запрос в ГИБДД с просьбой контролировать этот запрет в Щукино, получил ответ, что контролируют, на месте стал дежурить эвакуатор, но и он не всегда справлялся с задачей, а в районе Октябрьского Поля ничего не контролировалось вообще никак.

Две недели назад Максим Ликсутов познакомил меня с Александром Ильиным, руководителем ГИБДД Москвы. Мы встретились, побеседовали часа полтора про транспортные темы, обсудили в том числе и этот вопрос, и я попросил запустить мне в Щукино паркон, чтобы штрафовать нарушителей. Написал по этому поводу депутатское письмо


[Нажмите, чтобы посмотреть приложение и маршрут]

С какой-то невероятной оперативностью уже через 10 дней после доставки письма маршрут появился в списке (СЗАО маршрут №1 и маршрут №2). Кстати, там можно найти списки всех маршрутов парконов, их довольно много, надеюсь, скоро будет ещё больше.

В общем, теперь те, кто неправильно паркуется в Щукино, неминуемо будет получать штраф 3000 рублей, а около метро парковаться даже со штрафом теперь не выйдет, там теперь столбики.

Такие дела. Кстати, посты о «реальных делах» никто никогда не репостит, потому что они выглядят как нечто совершенно обычное, что стоит лишь принять к сведению, а распространять не надо (в отличие от постов про всяких жуликов). В результате их читает в 10 раз меньше людей, и потом приходится слушать мантру «у вас нет никаких реальных дел и конструктивной программы, вы только критиковать и можете», а также «вашу аудиторию интересуют только скандалы». Поэтому давайте, что ли, пораспространяем и такой пост для разнообразия :)

2. [ На Тверской убрали парковки ] Оригинал взят у varlamov.ru в На Тверской убрали парковки!


В конце недели пришла очень хорошая новость! С тротуаров начали убирать парковки! Это очень важная победа Городских Проектов. Мы боролись с этим почти год! Вы даже не представляете, сколько писем пришлось написать и провести исследований, чтобы приблизить этот чудный день. Мы считали пешеходов и припаркованные машины, мы собирали статистику и доказывали, что нельзя ради комфорта нескольких десятков автомобилистов портить жизнь тысячам пешеходов.

Не важно, кто принял глупое решение разместить парковки на тротуарах, важно, что ошибку признали и начали исправлять убирать. Вообще у нас у людей какой-то комплекс, что признать ошибку = признать поражение. Чиновники тоже люди и зачастую даже мысли не допускают, что они могли ошибиться. Поэтому ошибки так и остаются на улицах наших городов. А жители этому только способствуют. Стоит какому-то ведомству начать исправлять свои ошибки, как сразу поднимется шум: "Ага! Сначала сделали, а теперь убираете! Это все для того, чтобы украсть деньги! Караул! Пилят, грабят, насилуют!" Вообще народ у нас крайне неадекватно начинает реагировать, когда кто-то что-то переделывает, перекрашивает или перестраивает. Тем самым мы добиваемся того, что чиновники начинает игнорировать ошибки, опасаясь лишней критики. Ведь что нужно чиновнику? Чтобы было меньше шума и внимания к его работе.

Похожая ситуация была летом, когда департамент транспорта решил разместить тендер на демонтаж разметки и убрать некоторые выделенные полосы. Журналисты сразу раздули из этого историю, что полосы сносят. Москвичи начали улюлюкать и обвинять мэрию в очередном роспиле. Хотя Дептранс просто решил убрать несколько полос, которые оказались незагруженными.

Разметку на тротуарах тоже долго убирать не хотели. Причем, все умные люди понимали, что это была ошибка, и никакой парковки на тротуарах быть не может. Но боялись критики и нападок со стороны автомобилистов.

Я очень рад, что разметку стали стирать и парковку запретили! Пока навели порядок на участке от Пушкинской до Манежной площадей. Но парковки на Садовом, многих проспектах и части Тверской еще остаются. Посмотрим, что будет дальше.

Помните, тротуар - это родственник парка, а не автомобильной дороги. Никаких машин там быть не может. Не дайте себя обмануть.

Небольшое утешение для автомобилистов. Как мы знает, есть только один способ решить проблему пробок в центре Москвы — ограничить автомобильный транспорт. Ограничение парковочных мест - самый логичный способ это сделать.



01. Еще летом Тверская выглядела так:


02. И так:


03. Теперь это место выглядит вот так! Пешеходам вернули широкий, просторный тротуар.


04. Парковку вдоль тротуаров тоже убрали. Улица сразу стала свободнее.


05. На каждом углу стоят гаишники и объясняют, что больше парковки на Тверской нет.


06. Надеюсь скоро парковки уберут и выше по улице. А то сейчас здесь не пройти.


07. Люди по-прежнему вынуждены протискиваться между машин.


08.


09. При этом парковка на тротуарах никак на освобождает улицу. Люди кидают машины во второй ряд, сужая дорогу.


10.


11. Бонусом предлагаю вам решить загадку, как надо парковать тут машины )


Напоминаю, скоро Тверская будет такой:


3. [ Выставка городских проектов ] Оригинал взят у artuom в Наш стенд на выставке "Города для людей"
Если вы ещё не успели побывать на открывшейся 17 ноября выставке - настоятельно рекомендую. И не по причине бесплатного входа и интереснейших лекций каждый день. Просто каждый из нас должен, нет, просто обязан, жить там где ему действительно хочется жить, в таком городе, где будет комфортно, удобно и безопасно. В Городе для Людей. Потому как жизнь - одна.



Вся экспозиция - это некий банк идей по улучшению городской среды. Вот стенд в формате "Го*но - о**енно" Артемия Лебедева (tema):



На входе вас встретит приятная билетерша и вручит вам бесплатный билет. Так проще считать посетителей.



В популярном лектории всегда аншлаг, поэтому занимать места стоит заранее.



Вообще, самая главная ошибка всех, кто начинает думать о проблеме пробок - это то, что трамвай мешает автомобилям и его нужно убрать. Сам тоже так сначала, пока не разобрался, думал. И именно поэтому Москва и Самара стоят в пробках, а весь продвинутый мир уже давно пересел на трамваи. Сегодня, кстати, продвинутых стало еще на один город больше. Скоростной трамвай запустили в Касабланке, Морокко. Вот фото их супер-трамвая:



Собственно, как раз, чтобы развеять эти ошибочные мнения, мы и сделали свой стенд на выставке Городских проектов.



Идея макета крайне проста: на примере участка Ленинского проспекта в Москве наглядно показать рациональную трансформацию существующей транспортной системы с приростом более 40% пропускной способности.





Слово Паше Самойлову (sapaser), менеджеру нашей скромной группы:



Вы, наверное, будете сильно удивлены, но я в последнее время начал смотреть вокруг себя, понял, что мир, в котором мы живем, далек от совершенства, и решил понемногу его менять. Много не могу, сами понимаете, семья, работа :)

На этом попроще я решил принять участие в выставке Городских проектов.
Опыта подготовки стендов никакого, да еще взял не самую легкую тему - Общественный транспорт.
Весь транспорт конечно не охватить, поэтому решил для выставки взять кусок Ленинского проспекта, на котором живем, и показать на его примере преимущества скоростного трамвая. Только трамвай может перевести такую большую толпу людей.
Думаю это важно еще и с той стороны, что Москва стала в три раза больше недавно и скоро власти начнут думать, как людей возить в New Moscow и обратно. Все пути будут явно лежать через Ленинский, Вернадского, Профсоюзную. Так как самая широкая улица из них это именно Ленинский, то скорее всего закатать в асфальт захотят именно его. Хотя есть уже планы и по Вернадке.
Мы на своем примере хотим показать, что не обязательно уничтожать деревья и газоны. Можно взять всего 2 полосы и пустить там трамвай. А потом и травку там посадить ничего не мешает.

Сразу скажу, что за основу брался положительный опыт западных стран, но расчёты велись с учётом российских реалий



Есть:
Многополосный проспект, постоянно стоящий в пробках, длительные пешеходные переходы (до 187 секунд ожидания), невозможность использования пешеходной зоны из-за высокой загазованности.



Как должно быть:
Скоростной трамвай посередине проспекта, который увеличит пропускную способность улицы и привлечет к себе часть людей, которые сейчас передвигаются на автомобиле. Современная трамвайная система может перевозить до 15,000 человек в час по одной линии, в то время как автомобильная полоса такой же ширины может перевозить до 1500 человек в час.



Благодаря оттоку автомобилистов уменьшатся пробки и снизится загазованность всего проспекта, пешеходная зона станет пригодна к использованию, а пересекать проспект станет легче.



Такая конфигурация позволяет увеличить пропускную способность проспекта, не расширяя дорогу за счёт зелёных насаждений, она дешевле в реализации, а также район с таким планированием намного удобней для жизни.



Да, а вот сам стенд в действии. Конечно, все светофоры работают и трамвай курсирует, останавливаясь на "красный" на остановке. Ваш покорный слуга не мог иначе:



Заходите, не пожалеете.



Вся информация о выставке и расписание лекций - на официальной странице выставки в Фейсбуке
Сайт "Городские проекты" - www.city4people.ru



В Ижевске абсолютно аналогичные проблемы и все они решаются довольно простыми последовательными шагами и действиями.
Пообщавшись с Мишей Борминым - гражданским активистом, мы решили что нам нужно организовать что-то подобное и в Ижевске. Миша кстати опередил меня и уже написал об этом пост http://dachiko.blogspot.ru/2013/01/blog-post.html Сейчас мы определяемся с фронтом работы. Помочь нам в этом вы можете, распространив и ответив на опрос в ВК http://vk.com/id3130271?w=wall3130271_6208%2Fall

Всех заинтересовавшихся прошу писать на электронные ящики dachiko007@gmail.com или barankina90@gmail.com. У нас также есть твиттер:@izh_for_people подписывайтесь!
Еще нам очень нужен логотип!

Для сотрудничества ищем молодого человека Владимира Соколова, который борется с парковкой в запрещенных местах. В этом видео он дает интервью:



  • 1
Отлично, весело, задорно!
но блин скажите мне тогда где парковать машины ? мест официально разрешенных всё меньше и меньше, а вот машин всё больше и налогов кстати из-за этого больше! а мест больше не становиться!
Сам останавливаюсь под знаки, и это не потому что я хулиган и мне на всё наплевать, это от безысходности! БЦ Удмуртия (высокое здание Орджоникидзе-Ленина) нет никакой парковки, кроме той на которую пускают небожителей!и так везде! надо не с автомобилистами бороться а с Агашиным и другими лентяями! лет 5 такими темпами и будет "Выехал из двора встал в пробку".
С уважением !

Ну, наверное, Катя и Миша ответят на это, что надо переходить на пользование общественным транспортом. И будут правы, если судить глобально. Но мне как автомобилисту этот их экстремизм тоже не очень нравится ).

Нужно переходить на велосипеды в идеале)
Оххх :) мы теперь еще и экстремисты

Кать, вы с Мишей даете автомобилистам повод бороться с Агашиным и другими лентяями :)

Я знаю :) Главное чтобы это поняли автомобилисты, что война идет не автомобилист - пешеход, а жители - плохие управленцы

Кац бы не одобрил применение термина "война"))
Воевать мы не будем, по-крайней мере, это последнее средство. А так, будем искать адекватных людей во власти и налаживать с ними диалог.

Велосипед - средство для активного отдыха, но никак не для транспортировки своей ж. из дома на работу и обратно.

Мы ни коим образом не выражаем неприязнь к автомобилистам, не объявляем им войну и не предлагаем поставить своих железных друзей в гаражи. Мы предлагаем совместно посмотреть на существующую проблему и найти опримальное решение.
Да, правильно, что это нужно решать совместно с городом. Давайте будем обсуждать, писать, пикетировать, привлекать внимание к проблеме.

Инициатива увеличения числа парковок, а также инициатива внесения изменений в градостроительный регламент для всех вновь строящихся жилых и общественных зданиях о минимальном количестве стационарных парковочных мест (в европейских странах нормальным является 400 парковочных мест на 1000 жителей) должна в первую очередь исходить от автомобилистов, а не как сейчас от пешеходов.
Кстати, была информация, что город собирается строить муниципальные парковки. Вопрос где? - во дворах. А нужно нам это?

Мы не будем бороться с автомобилистами, обещаю)))
Я как раз пост написал, там немного затронуты автомобилисты, приглашаю прочитать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account