andrey_konoval


Андрей Коновал

Солидарность и коллективные действия


Previous Entry Поделиться Next Entry
«Нецелевое в особо крупном размере» или куда ушли деньги на зарплаты медиков Сарапула?
andrey_konoval
Теперь понятно, куда делись средства на стимулирующие выплаты медикам Сарапульской горбольницы №1. Судя по итогам проверки, главврач Елена Галанова прикрыла этимb деньгами собственную халатность. Путем нецелевого расходования средств ОМС (8,5 млн руб.) в течение полугода компенсировались финансовые потери больницы из-за отсутствия лицензии на работу инфекционного стационара. Профсоюз «Действие» намерен добиться привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение прав пациентов и медицинских работников.

На днях профсоюз «Действие» получил из аппарата полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе официальный ответ на коллективное обращение сотрудников Сарапульской ГБ №1. К ответу приложено письмо министра здравоохранения УР, в котором содержится краткая информация об итогах проверки. Сразу отметим, что письмо составлено так, как будто минздрав старается затушевать масштаб обнаруженных нарушений. Сделать это, правда, в полной мере не удалось, потому что факты нарушений вопиющие, но тем не менее при анализе письма приходится применять чуть ли не детективные методы.

Проверка с участием специалистов минздрава и Удмуртского территориального фонда ОМС подтвердила существенное снижение зарплат медиков в сарапульской больнице. Средние зарплаты врачей за январь-июнь 2016 г. упали (в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.) на 4 476 руб. (10,1%), среднего медперсонала – на 505,9 руб. (2,4%). (При этом, напомню, по данным профкома МПРЗ «Действие», участковые медсестры стали получать, как правило, на 2-3 тысячи меньше).
Таким образом, подтвердилось, что в СГБ №1 за первое полугодие 2016 г. имеет место не только провал выполнения «майских указов» президента РФ и правительственной «дорожной карты», но и невыполнение 501-го постановления Правительства Удмуртии, согласно которому с переходом на новую систему оплаты труда в случае падения зарплата должна компенсироваться как минимум до уровня 2015 г.

В письме министра приводятся причины падения зарплат, среди которых «отсутствие или снижение в 2016 г. стимулирующих выплат врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами-специалистами, отсутствие или снижение размера доплат за расширение зон обслуживания, совмещение, увеличение объема работ 2016 г.».

«Также, - говорится в письме, - выявлено нарушение статьи 60.2 и статьи 151 ТК РФ в части несвоевременного издания приказов главного врача об установлении выплат компенсационного характера работникам за расширение зоны обслуживания».

Из письма следует интересный факт, что якобы в Сарапульской ГБ №1 принято некое «Положение об осуществлении денежных выплат стимулирующего характера за качество оказание медицинской помощи», предусмотренное Постановлением Правительства УР №501 от 02.11.2015 г., но по которому деньги работникам не выплачивались.

Речь при этом явно идет не о выплатах 10 тысяч руб. участковым терапевтам и 5 тыс. руб. участковым медсестрам, поскольку последние в 501-м постановлении называются иначе – «ежемесячная денежная выплата стимулирующего характера за оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС» (п.27 Положения, утв. Постановлении №501 от 02.11.2015 г.).

Следовательно, проверяющим администрация представила какой-то приказ главврача, утверждающий правила стимулирующих выплат другого типа - также прописанных в 501-м постановлении. Вот что говорится там (в п.20 Положения): «В целях стимулирования работников учреждения к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждения руководителем учреждения могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера…».

Напомним, что руководство СГБ №1 с конца 2015 года по настоящее время скрывает от сотрудников наличие  в больнице положения о стимулирующих выплатах за качество работы. Так, 5 февраля лидером профкома «Действие», участковой медсестрой Валентиной Баканиной был направлен письменный запрос на имя главного врача с просьбой предоставить копию локального нормативного акта о стимулирующих выплатах за объем и качество работы. В нарушение норм законодательства запрос был проигнорирован.

В подписанном 23-мя сотрудниками обращении говорится:
«В апреле месяце сотрудники в устной форме неоднократно поднимали перед должностными лицами администрации СГБ №1 вопрос о необходимости разработки данного локального нормативного акта, но на сегодняшний день работникам для ознакомления его так и не представили. У сотрудников участковой службы и узких специалистов поликлиник стимулирующие выплаты вышеуказанных видов в течении 6 месяцев отсутствуют».

Как рассказывают сотрудники участковой службы, заведующий 3-й поликлиникой Александр Новоселов, начиная с апреля, обещал, что будут разработаны критерии начисления стимулирующих выплат за объем и качество работы. И только в июне, после обращения сотрудников в надзорные органы, принес работникам на подписание проекты соглашений.

Возникает подозрение, что комиссии минздрава на проверку был представлен сфальсифицированный документ.

Это косвенно подтверждается и текстом письма министра:
«Положение об осуществлении денежных выплат стимулирующего характера за качество оказания медицинской помощи в 2016 г. утверждено с нарушениями статьи 372 ТК РФ без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (без номера, без даты). Листы ознакомления работников с данным положением к проверке не представлены. Выплаты стимулирующего характера за качество выполняемых работ, предусмотренные постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02.11.2015 № 501 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики» и установленные локальным нормативным актом, в январе-июне 2016 года работникам учреждения не производились».

То есть, получается, комиссии предоставили на проверку локальный нормативный акт: 1) без номера и даты, 2) который не был доведен до работников и 3) который не применялся в работе учреждения.
Интересно, была ли там хотя бы подпись главврача, или в связи с отпуском Елены Галановой реальный «автограф» во время проверки тоже не удалось поставить?

Но перейдем к самой скандальной части итогов проверки.

«В связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности по инфекционному профилю у БУЗ УР «Сарапульская ГБ № 1 М3 УР» страховыми медицинским организациями не принято к оплате за январь-июнь 2016 г. 842 госпитализаций на сумму 8 504,3 тыс. руб. В результате финансовое обеспечение деятельности инфекционного отделения осуществлялось путем отвлечения средств ОМС. поступивших за медицинскую помощь, оказанную другими структурными подразделениями учреждения».



Другими словами, после того, как стараниями минздрава Удмуртии была ликвидирована Сарапульская инфекционная больница, а инфекционный стационар был передан в СГБ №1, его работа в объединенном учреждении осуществлялось… без государственной лицензии. Главврач Елена Галанова, под крылом которой была проведена эта реорганизация, получается, не удосужилась принять своевременные меры. Естественно, Удмуртский территориальный Фонд обязательного медицинского страхования отказался оплачивать услуги СГБ №1 за деятельность без лицензии. И необходимые средства для этого в размере 8,5 миллионов рублей направлялись за счет других подразделений больницы.

На чем здесь «экономила» Галанова – на медикаментах, инвентаре, ремонте оборудования – мы пока не знаем. Но самая простая статья экономии – зарплата работников, невыплата стимулирующих, занижение или отказ в оплате за дополнительный объем работы. И этот факт подтвержден результатами проверки как Минздрава, так и теми данными, которые направлены профсоюзом «Действие» в прокуратуру.

Удивляет расплывчатость формулировки в письме министра Алексея Чуршина: «По результатам проверки будут приняты соответствующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков».

Во-первых, каким образом и когда будут компенсировать потери в зарплате сотрудникам больницы?

Во-вторых, почему ни слова ни сказано о наказании виновных? Главврачу второй городской клинической больницы Ижевска Владимиру Нечипуренко, допустившему гораздо более скромные нарушения, по итогам проверки объявили выговор. В случае с ситуацией в СГБ №1, по мнению юристов МПРЗ «Действие», можно говорить о признаках состава правонарушения уголовного характера -  нецелевого использовании средств в особо крупных размерах.

Согласно статье 285.1 Уголовного кодекса РФ особо крупным размером является сумма средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей. В нашем же случае – имеем 8,5 млн руб.

Согласно статье 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов», расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, «не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов», совершенное в
в особо крупном размере, наказывается
- штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,
- либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или без такового,
- либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Есть и иные статьи Уголовного кодекса, подходящие, как представляется, под данный случай. Например, статья 293 «Халатность». В формулировке данной статьи « Халатность – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Допущенное по вине должностных лиц отсутствие у больницы лицензии привело к крупному ущербу в размере 8,5 млн руб., не выплаченных Удмуртским ТФМОС. Это в свою очередь привело к нарушению прав и законных интересов граждан - к снижению зарплаты сотрудников, а возможно- и к снижению доступности и качества медицинской помощи пациентам.

В КоАП также предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. При этом, согласно сложившейся судебной практике, данная статья 15.14 КоАП РФ применяется и в отношении средств бюджетных организаций, к каковым относится СГБ №1.

Наконец, речь должна идти и о дисциплинарных взысканиях виновных - от выговора до увольнения.
Возникает вопрос, кому в Минздраве Удмуртии выгодно не поднимать шум из-за выявленных нарушений в СГБ №1?

Насколько известно, ответственность за проведение реорганизации (оптимизации) медучреждений в минздраве была возложена на замминистра Сергея Тоцкого, а маршрутизация пациентов по видам помощи входит в сферу ответственности замминистра Татьяны Деминой.

Профсоюз «Действие» в ближайшие дни намерен направить заявления в правоохранительные и надзорные органы, если минздрав и правительство Удмуртии не намерены сами принять необходимые меры по привлечению к ответственности виновных должностных лиц и восстановлению нарушенных прав медицинских работников.

P.S. И еще один любопытный вопрос остается. В разделе «Лицензии» официального сайта БУЗ УР «Сарапульская ГБ №1» - http://sarapul.udmmed.ru/about/licences.php - обнаружить информацию о получении лицензии на оказание медицинской помощи по инфекционному профилю обнаружить не удалось.

Предыдущие публикации на эту тему:
Медики двух городов Удмуртии готовятся к протестным акциям против снижения зарплат

Профсоюз «Действие» потребовал антикоррупционную экспертизу в Сарапульской больнице №1




  • 1

Квалификация?

Вообщем-то, из статьи не совсем ясно, откуда (из каких фондов, статей доходов) были изъяты денежные средства в размере 8,5 млн. рублей. В настоящее время судебная практика идет по пути признания обоснованными действий должностных лиц по перераспределению бюджетных средств, если изъятые денежные средства в полном объеме пошли на нужды учреждения. Вместе с тем, это не относится к тем денежным средствам, которые должны были получить сотрудники медицинских учреждений, поскольку это уже организует как минимум состав ст. 286 УК РФ - превышение должностных полномочий, а возможно и в совокупности с каким-либо из корыстных составов, скажем ст. 160 УК РФ (растрата). С другой стороны, из текста статьи следует, что возможно в действиях сотрудников больницы усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, поскольку, как видимо установлено в ходе проверки, деятельность по оказанию медицинской помощи осуществлялась без лицензии. Каких-либо опасных последствий по данной статье (смерть, причинение вреда здоровью) не требуется. В этом направлении, как мне кажется, есть вариант проработать. Могу даже помощь в составлении заявления о преступлении.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account