andrey_konoval


Андрей Коновал

Солидарность и коллективные действия


Previous Entry Поделиться Next Entry
Круглый стол по "майским" указам президента РФ в Удмуртской Республике
andrey_konoval
Принял вчера, 26 ноября, участие в круглом столе по выполнению так называемых "майских указов" Президента РФ от 2012 года. Мероприятие проходило в Доме правительства УР  и было организовано Общественной палатой УР и региональным штабом ОНФ, куда я, конечно, не вхожу, но был приглашен на круглый стол в качестве оргсекретаря профсоюза медработников "Действие". Самих вышедших на протест врачей, которых хотел пригласить сопредседатель штаба ОНФ Алексей Шепталин, чтобы разобраться в ситуации, привести на заседание не удалось, поскольку все работают и заменить их некому.

Я немного опоздал и когда зашел, Алексей Шепталин, как ведущий, уже держал вступительную речь. В качестве приблизительного проекта резолюции участникам был роздан следующий текст.

IMG_20131127_113344

Ведущий обозначил, что с выполнением "майских" указов (прежде всего, с повышением зарплат) в ближайшее время неминуемо возникнут серьезные проблемы, поскольку у большинства регионов страны собственных доходов на их финансирование не хватает. Так, в проекте бюджета Удмуртии на 2014 года только на зарплаты бюджетникам с учетом повышения предполагается направить 46% всех расходов. По словам ведущего, многие региональные штабы ОНФ в настоящее время сейчас готовят обращения в федеральный центр по этому поводу.

(Забегая вперед,  отмечу, что предложение федеральному центру увеличить федеральное финансирование реализации "майских указов" тоже считаю абсолютно правильным - особенно учитывая те данные по распределению налоговых поступлений, которые на совещании сообщили представители Минфина УР).

Слово затем было представлено Александру Чернову, замначальника управления организационно-контрольной работы администрации президента УР. Из его выступления я почти ничего не вынес ценного. Разве что то, что для каждого года определены два контрольных момента по выполнению "майских указов" - в феврале и в августе.
И что есть типовая форма публичной отчетности по исполнению указов, которую можно найти на официальном сайте УР - http://www.udmurt.ru/documents/ukaz07052012.php . И по этой форме пока вроде как все более-менее хорошо.

По исполнению интересующего меня указа №597 докладывал замминистра здравоохранения Андрей Воздвиженский. Он сообщил, что годовой план по диспансеризации населения в Удмуртии по итогам 9 месяцев выполнен на 50% (35 тыс. пациентов), что в Удмуртии на 10 тыс. населения приходится 46,2 врача, что больше федеральной нормы (41 врач на 10 тыс. чел. - лучший показатель в ПФО), а медсестёр - 108 (при федеральной норме 90).

Все эти цифры лично у меня вызывают серьезные сомнения - причем, не только на основе наших разрозненных данных, но и официальной отчетности. Так, на аппаратном заседании в Госсовете УР совсем недавно (14 октября) озвучивалось, что укомплектованность врачами в республике составляет лишь 61%, в том числе в сельских районах - 71,3%, в городах - 60,7%. Особенно плоха ситуация в Сарапуле (42%) и Глазове (54%).
Ситуация к концу года, как видим, только ухудшилась (на 2%), поскольку в феврале 2013 года Гострудинспекция сообщала о кадровом дефиците 27%.

Подозреваю, что в отличие от отчетности по зарплате, наши чиновники, говоря об обеспеченности врачами на 10 тыс. населения, исходят из заполненных ставок, а не реальных физических лиц, а поскольку многие врачи работают на полторы-две ставки посредством совмещения и совместительства, то и получается в целом благополучная картина при дефиците почти в 30%.

Далее Андрей Воздвиженский сообщил, что по итогам 9 месяцев 2013 года средняя зарплата врача в Удмуртии, согласно региональной "дорожной карте" (показатель - 129,7% от средней зарплаты по региону), должна составить 26 180 руб., а в реальности показатель перевыполнен и средняя зарплата составляет... 29 196 руб.

Эта данные привели участников в недоумение. Алексей Шептали задал вопрос - учитываются ли в этих данных зарплаты руководителей медучреждений.
Воздвиженский ответил, что нет, это данные именно по врачам - без главврачей и их заместителей. Все еще больше удивились, кто-то привел в пример семью знакомых медиков, где о таких зарплатах и близко не слышали.

Я попросил слова, и сообщил, что одна из причин такой статистики - это то, что не учитываются совмещения и совместительства, и это искажает картину. Ненормально, когда непрерывный рабочие день у врача с учетом ночного дежурства длится 32-34 часа и такая ситуация бывает 4-5 (а иногда и более) раз в месяц.
Особенно плачевная ситуация имеет место с сотрудниками стационаров, которым установили "твердые" (за отработанное рабочее время) стимулирующие выплаты меньше, чем сотрудникам поликлиник, а "сдельных" (за количество пациентов), не предусмотрели вовсе. В результате, зарплата врача стационара на ставку составляет у начинающего сотрудника - около 11,5 тыс, у врача со стажем - 13,5 тыс. руб., причем это еще без вычета НДФЛ.

- Это уже с учетом стимулирующих выплат, введенных 282-м постановлением? - спросил Шепталин.

Я ответил, что да. А до этого зарплата составляла на 4600 руб. меньше (4000 руб. - стимулирующие, 600 руб. - 15% "уральских" на них).

Добавлю, что если сегодня, допустим, врач стационара со стажем возьмет еще полставки и это будет даже работа в ночное время, которая оплачивается в двойном размере, это даст ему максимум еще 8500 руб. (без вычета НДФЛ). То есть даже на полторы ставки врач стационара получает значительно меньше сумм предусмотренных в "дорожной карте", и тем более тех 29196 тыс. руб., которыми уже отчитывается Минздрав УР.

Если же брать "среднюю температуру по больнице", то по арифметическим законам врачи других специальностей должны получать еще больше чем 29196 тыс. рублей. Причем это должны быть не единицы, а большие группы специалистов. Но кто их получает?

Даже врачи участковой службы, которым Постановление №282 предусмотрены максимальные стимулирующие выплаты, не получают таких денег. При выполнении функции врачебной должности (ФВД) на одну ставку, участковые педиатры, например, зарабатывают порядка 24 тыс. руб. А чтобы получить, предусмотренные дорожной картой суммы, они должны, работая на ставку, перевыполнять норму приема ФВД примерно на 75%. В принципе, в осенне-зимне-весеннее время так и происходит в связи с высокой заболеваемостью, но ведь участковые, еще раз подчеркиваю, во-первых, самая высокооплачиваемая категория медработников, и, во-вторых, их сегодняшние заработки лишь примерно соответствуют заданию "дорожной карты", но не превышают их значительно, значит, всё равно непонятно, откуда берется благополучная статистка Минздрава в целом.

Всё это я озвучил и задал заместителю министра вопрос:
- В Удмуртии с принятием 1 июля 2013 года Постановления Правительства УР №282 сделан серьёзный шаг по реализации указа президента России №282 в части повышения зарплат медработникам. Однако, как нам стало известно, 25 ноября правительство внесло какие-то поправки в это постановление. Нас волнует - какие именно поправки - направлены ли они на повышение зарплат или, наоборот, де факто их ограничивают.

К сожалению, Андрей Вадимович ушел от прямого ответа, что не может не тревожить. Будем выяснять этот вопрос, как только поправки опубликуют.

Я внес предложение изменить пункт 3 проекта Резолюции, указав в нем необходимость изменения формы отчетности по зарплатам - исходя из учета одной ставки, а не одного физлица. Собственно, это было все, что я рассчитывал сказать по обсуждаемому вопросу.

Тут слово взяла заместитель председателя Федерации профсоюзов УР (ФНПР) Инесса Петрова, которая в истерической манере потребовала прекратить обсуждение вопроса по здравоохранению, а обсуждать все вопросы разом после всех докладов и не превращать круглый стол в пиар-акцию профсоюза "Действие". "И пункт третий про здравоохранения вообще не нужен - чего все привязались именно к здравоохранению и к руководителям учреждений здравоохранения?!" - нервно заявила Петрова.

Выходка Петровой, по-моему, неприятно удивила всех. Даже ведущий поправил её, сказав, что никакой пиар-акции в данном случае он не видит, а идет нормальное обсуждение вопроса.

Я же был удивлён еще больше. Инесса Петрова до недавнего времени возглавляла реском ФНПР-овского профсоюза работников здравоохранения и, теоретически, должна была бы как никто другой быть заинтересована в предметном обсуждении вопроса именно по зарплатам. Понятно, что после прочтения всех докладов никакого реального обсуждения уже не получилось, было решено, что каждый желающий направит свои предложения для конкретного варианта резолюции.

Хотя, с другой стороны, именно Петрова, возглавлявшая долгие годы "официальный" профсоюз медработников, несёт прямую ответственность за то плачевное состояние с трудовыми правами, в котором оказались работников здравоохранения Удмуртии - низкие зарплаты, неоплачиваемые должным образом переработки, сверхнагрузки и т.д. Так что детским врачам даже пришлось весной проводить "итальянскую забастовку" и голодовку протеста, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки.

Причем мы сознательно избегали критики профбоссов ФНПР в публичном пространстве, полагая, что есть гораздо более серьезные задачи, на которых стоит сосредоточиться. И вот такая неадекватная реакция...

(Продолжение следует).









<br>








  • 1
Всю жизнь Инесса вербовала в свой профсоюз студентов медколледжа, где сама и работает, а муж там же директором. Ну что студенты могут сделать? Кто слово поперек скажет?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account